Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылка на сайт администрации г.о.Тольятти

 

 

Департамент образования г.Тольятти

Горячая линия по вопросам деятельности образовательной организации

Яндекс.Метрика

Оценка удовлетворенности граждан Оценка
удовлетворенности
граждан

качеством образовательных услуг, предоставляемых государственными муниципальными образовательными организациями дошкольного и общего образования

Музейная педагогика в детском саду

 Музейная педагогика

в образовательном процессе

дошкольного учреждения

Элемент дизайна

 

(из опыта работы МБУ

детского сада №116

"Солнечный")

 

 

Музейный уголок "Займище

Музейный уголок "Займище"

 Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая связь с исконными корнями культуры и быта нашего народа, все меньше становится истинных патриотов Отечества, любящих свою Родину, знающих истоки русской народной культуры и умеющих ценить и охранять данное нам нашими предками.

Гражданственность, патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что, в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Вот почему так необходимо именно с раннего детства прививать духовный, творческий патриотизм, пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Музейный уголок "Займище" Актуальность создания в дошкольном учреждении музея обусловлена рядом причин. Как показывают результаты диагностики, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Причина в том, что в действующих Программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщенно, а средства и методы решения данных задач не обозначены. Окружающая действительность (особенно в городе) также не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре.

    Экспонаты музейного уголка "Займище"Эти проблемы отчасти решались посредством участия в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства. Однако Экспонаты музейного уголка "Займище"такие выставки рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется серьезная грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
                                                                                                                                           

    В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Полагаем опрометчивым утверждение многих воспитателей, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям. Часто воспитатель упускает важные смысловые оттенки или просто пересказывает русские народные сказки на современном русском языке; 

Экспонаты музейного уголка "Займище"

недооценивает присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители часто воспринимают народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

        Очень сложно донести до понимания детей (особенно в условиях города) особенности крестьянского труда. Эта задача, предусмотренная также типовой Программой, может быть решена только формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. 

    Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня – не пассивный объект воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога с ней. Под музейной педагогикой мы понимаем направленное воздействие на дошкольника музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от вещи (экспоната) и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.

    Еще одной серьезной проблемой является недостаточный уровень знаний традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, который отмечается у большинства педагогов.


    Вышеизложенное свидетельствует о том, что приобщение современных детей к истокам русской народной культуры значительно осложняется без создания в Учреждении определенной развивающей среды. Эффективным средством создания такой среды мы выбрали музей.  Выбор сделан не случайно: ведь именно посредством «музейной педагогики» можно помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык. Осознание коллективом нашего Учреждения необходимости создания музейно-образовательной среды породило желание реализовать идею.

 

 

Инициатор создания музейного уголка в "Солнечном"

и его руководитель -

заведующая МБУ детского сада №116

Екатерина Георгиевна Ладыка.

    

    

 Этапы по созданию музея в нашем учреждении.

1 этап – поисково-исследовательский.
На этом этапе совместно с родителями собирались экспонаты для будущего музея. Но поскольку специально отведенного места для музея еще не было, было принято решение организовать на территории педагогического кабинета «уголок старины», куда и были помещены первые экспонаты

2 этап – проектировочный.
На этом этапе был разработан проект музея на территории прогулочной веранды, на месте которой и получился впоследствии музейный уголок – изба «Займище».

3 этапэтап организационно-технической реализации проекта.
Этот этап можно назвать строительством или возведением здания: были заложены, утеплены и обиты бревенчатой вагонкой стены; оформлен музейный уголок согласно требований устройства жилища древних славян (подклеть, сени, горница); составлен каталог экспонатов в соответствии с их расположением (красный угол, бабий кут, печь, конник и т.д.)

4 этап этап организационно-методической реализации проекта.
На этом этапе создана нормативно-правовая база («Положение о музейном уголке «Займище», «Положение о творческой группе музейного уголка»); разработана система мероприятий по организации работы творческой группы музейного уголка; составлен совместный план работы творческой группы музейного уголка ДОУ и студентов ТГУ. Оформлен материал по темам: «Русский дом», «Народная обрядовая кукла», «Православные праздники», «Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы: «Бессонницы», «Зайчик», «Коляда».

5 этап - освидетельствование авторского права на педагогическое изобретение.


Регистрационный лист музейного уголка "Займище"    Регистрационный лист музейного уголка "Займище"

На этом этапе составлен пакет документов, необходимых для представления на освидетельствование авторского права: свидетельство на признание ДОУ образовательной площадкой; производственное свидетельство (авторское право на дизайн музейного уголка).

 

 

 

Торжественное открытие музейного уголка «Займище» состоялось в октябре 2012г.

Открытие музейного уголка "Займище"Открытие музейного уголка "Займище"Открытие музейного уголка "Займище"   

                                             

 

  

 

  

 

    В 2012-2013 учебном году одним из основных направлений работы нашего Учреждения стало формирование у воспитанников социокультурной компетенции посредством «музейной педагогики» через организацию поисковой, исследовательской и просветительской работы.

    Социокультурную функцию приобщения воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры, систематизации знаний детей, углубления и интерактивного усвоения достаточно эффективно выполняет музейный уголок «Займище».
    Согласно Положению о музейном уголке, он способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, в духе патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы через предмет.

     Работа музейного уголка осуществляется творческой группой, действующей на основании «Положения о творческой группе музейного уголка» через поисковую, исследовательскую и просветительскую работу по приобщению детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Работа по музейной педагогике в МБУ №116В состав творческой группы вошли:
Малышева И.В. - научный руководитель Учреждения                Вахтерова М.Б., зам. зав. по ВМР – руководитель творческой группы
 Фабрициева Л.Н., старший воспитатель – секретарь-организатор

Члены творческой группы:
Скоробогатова Е.Ю., музыкальный руководитель
Вуколова Н.В., воспитатель по ИЗО
Кочеткова Л.С., воспитатель
Хилько Н.А., воспитатель
    

    В 2012-2013, 2013-2014 уч. г. в рамках деятельности творческой группы музейного уголка проведены следующие мероприятия:
Работа по музейной педагогике в МБУ №116

1. Сезонные мероприятия
• «Осенины – благодарение Матери-Земли»
• «Масленица. Встреча Весны»
• «Красная горка»
• «Зеленые святки»

 

2. Открытые занятия по направлению «Беречь все то, что делает нас россиянами»
• Экскурсии в музейный уголок (все возрастные группы)
• «Мы живем в России» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• «Как жили люди на Руси» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• «Как на масленой неделе» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• Работа по музейной педагогике в МБУ №116«В гости к хозяюшке» (ср. гр. Наумова Т.А.)
• «Ярмарка» (ср.гр. Муравьева Т.А.)
• «Семейные обычаи на Руси» (ср.гр. Муравьева Т.А.)
• «Сказка, к нам приходи, о правах нам расскажи» (подг. гр. Фролова Н.Г.)
• «Наша добрая Матрешка» (подг. гр. Фролова Н.Г.)
• «Русская Матрешка» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «В гости к бабушке Матрене» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «О музее родного города» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «Гармошечка-говорушечка» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «Россия, Россия, края дорогие» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «Дымковская игрушка» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «Роспись головного убора» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «На колядки собирались и в зверей мы превращались» (ст.гр. Вуколова Н.В.)

 

3. Мастер-классы:

Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116• «Народная игрушка» - изготовление кукол из ткани для детей старшего возраста.
• «Крашенки» - украшение пасхальных яиц разными способами (ср., ст. и подг. гр.)
• «Жаворонки» - изготовление птиц из соленого теста, ткани, бумаги (для детей старшего возраста)
• «Кукла-оберег» (для детей подг. гр.)

 

 

4. Конкурсы:

Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116

 

 

 

 

 

 

 «Конкурс сказителей» для педагогов Учреждения

«Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения.                                                                                                                 

5. Музейные пикники – ежегодная региональная культурная акция, продвигающая проекты, направленные на развитие территории

• «Зимний музейный пикник – 12» (Диплом победителя. Проектная идея «Традиционная семья и материнство в фольклоре»)
Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116• «16-ый музейный пикник (20 мая 2012) – Проект «Кукла – лицо эпохи» (кукла как предмет детской субкультуры, универсальный идеальный объект, выразитель мировоззренческой позиции конкретной исторической эпохи). Проект подготовлен совместно с кафедрой теоретической и прикладной психологии ТГУ и удостоен спецприза от Программы Ольги Гога «От увлечения к мастерству» (БФ «Духовное наследие» им. С.Ф. Жилкина»)
• «Музейный пикник – 2013». Номинация: «Игра слов». Проект «Ярмарочный балаган», направленный на активизацию содержательной коммуникации людей в пространстве праздника.

        Обмен опытом работы осуществлялся через публикации на официальном сайте Учреждения, в СМИ, через участие в различного уровня конференциях, семинарах.

    Так, опубликован сценарий совместного развлечения для младших дошкольников и родителей «Осенины – праздник народных игр и хороводов» (разр. Е.Ю. Скоробогатова муз. руководитель) (журнал «Музыкальная палитра», № 5, 2011, С. 23-25).

 

6.Создание мини-музеев в группах Учреждения

  • "История создания игрушки"
  • "Старинные и современные обереги"
  • "Мини-музей новогодней игрушки"
  • "Матрешки разных национальностей"
  • "Мини-музей современных машин"

 Мини-музей групп  в МБУ №116 Мини-музей групп  в МБУ №116   Мини-музей групп  в МБУ №116                                                                                                                                                                        

 7.Участие в конференциях:

• Международная НПК «Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании» (1-2 апреля, 2012, Пенза – Москва – Витебск) (Диплом участника МНПК Ладыка Е.Г.

• 4-ая МНПК «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» (5-7 декабря 2011, г. Екатеринбург). Публикация Е.Г. Ладыка «Использование ремесленного и ручного труда в рамках музейной педагогики» (с.222-223).

• Международная заочная практическая конференция «Вторая Международная педагогическая ассамблея» (январь 2011, г.Чебоксары). Ладыка Е.Г. «Интеграция различных направлений учебно-воспитательной работы ДОУ средствами музейной педагогики» (Свидетельство № 050111-025, которое может рассматриваться как факт апробации основных результатов научного исследования автора)

• Всероссийская НПК «Современное качество образования: общественные ожидания и социальный заказ» (14-17 мая 2012, г. Сочи)


Публикации по музейной педагогике   Публикации по музейной педагогике   Публикации по музейной педагогике Публикации по музейной педагогике                                                                                                                                                               

   8. Участие в проектах и конкурсах на различных уровнях:

  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Росточек: мир спасут дети" инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста" 2013г. -   МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью за комплект материалов "Традиции истории: растим гражданина".  Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Патриот России"  2013г. -   МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью.  Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Подвижные игры народов России" - 2014г. - МБУ детский сад №116 "Солнечный", а так же заведующая МБУ Екатерина Георгиевна Ладыка  и инструктор по физической культуре Светлана Владимировна Рыбалкина были награждены Дипломами участников.

 

 9. Организация городских мероприятий по данному направлению на базе МБУ №116 "Солнечный"

    В 2013 году былГородские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике организован городской семинар на тему: «Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики», на котором озвучили свои доклады опытные педагоги Учреждения:
• «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе педагогической деятельности» (Вахтерова М.Б.)
• «Особенности усвоения культурно-исторического наследия детьми дошкольного возраста» (Малышева И.В.)
• «Организация и проведение народно-обрядовых праздников – как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (Скоробогатова Е.Ю.)Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике

А так же мастер-классы для педагогического сообщества города: 
• «Орнаментальные сказки» (Малышева И.В.)
• «Кукла в русской традиции» (Хилько Н.А.)
• «Муромские ребята» (Рыбалкина С.В.)

    Педагогам города были предложены рекомендации по созданию мини-музеев в группах образовательного учреждения.

 

        

10.Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в рамках музейной педагогики

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагоги имеют возможность на консультациях, тематических педсоветах, мастер-классах для сотрудников и родителей; на конференциях, семинарах.

    В 2012 году состоялся тематический педсовет «Использование методов этнопедагогики в развитии детей дошкольного возраста». Большой интерес вызвали доклады и сообщения коллег, содержание которых отражает достаточно высокий уровень владения поисково-исследовательскими навыками:
Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике• «Историческая культура и традиции народной педагогики, основные направления, задачи, содержание» (Е.Г. Ладыка).
• «Музейная педагогика как раздел этнопедагогики: методы и приемы работы с детьми» (Малышева И.В.).
• «Особенности метода «погружения в среду» как основной метод музейной педагогики» (Хилько Н.А.).
• «Применение метода музейной педагогики в направлениях: физкультурно-оздоровительном, интеллектуальном, социально-нравственном, художественно-эстетическом» (Л.Н. Фабрициева).

  В течение года для педагогов и родителей были подготовлены и проведены тематические консультации:

Для педагогов: «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»

Для родителей: «Пословицы, поговорки, прибаутки – проявление народной мудрости в воспитании детей», «Дети рисуют историю», «Формирование нравственно-патриотического чувства дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края». 

Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике    Просветительская работа осуществлялась через организацию и проведение мастер-классов для сотрудников «Народная игрушка» (обучение изготовлению кукол и птиц из различных материалов, обучение украшению изделий); через совместно проводимые с родителями мероприятия, в частности, ставшими традиционными «Посиделки «Бабушкин сундук»», где в отчетном году участники делились опытом вышивания разными способами.

    В 2013 году педагогические работники Учреждения проходили курсы повышения квалификации по программе дополнительного образования "Дошкольная педагогика краелюбия" в объеме 6 часов. 

Обучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогике

      Обучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогикеОбучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогикеОбучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогике

                                                                                                                   

 

    11. Взаимодействие с социальными партнерами Учреждения.

  Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике  В течение 2012-2013 и 2013-2014 уч. г. работа творческой группы музейного уголка осуществлялась совместно со студентами Тольяттинского государственного университета по совместному плану работы в музейном уголке.
    -Согласно плану совместной работы, студентами были разработаны и апробированы с детьми нашего Учреждения конспекты тематических занятий, досуговых развлечений в музейном уголке "Займище".

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике

-В мае 2013 года усилиями творческой группы музейного уголка «Займище» детского сада «Солнечный» совместно со студентами художественно-графического факультета  ТГУ была организована городская  выставка "Древо мифов Самарской Луки" в рамках просветительской Акции "Изучаем наследие родного города"

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике-В декабре 2013 года, в канун новогодних праздников  была организована выставка «Кукла – хранитель традиций и берегиня семьи», основной целью которой было психолого-педагогическое просвещение по историко-этнографическому направлению образования и интеграция усилий различных культурных и образовательных учреждений города.    

  

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике

-В мае 2014 года на базе музейного уголка "Займище" был организован  «Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения с участием известного специалиста по геокультурным территориям, почетного гостя Ю.К. Рощевского и студентов-филологов ТГУ.

 

 

Диплом им.Л.Рувимского "Детский сад духовности и гуманизма"

    Показателем эффективности работы ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, формированию духовного начала является Диплом Лауреата конкурса им. Леонида Изотовича Рувинского в номинации «Детский сад духовности и гуманизма» (2012, Москва-Сочи)

 

Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Политика конфиденциальности

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?