Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Ссылка на сайт Министерства образования и науки РФ

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

Горячая линия по вопросам деятельности образовательной организации

Яндекс.Метрика

Информация о сроках уплаты налогов

Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста

Услуги в электронном виде

Ссылка на сайт мэрии г.о.Тольятти

Ссылка на сайт Тольяттинского образовательного вики-портала

Ссылка АСУ РСО

Ссылка на сайт Центра информационных технологий

Ссылка на федеральный портал "Российское образование"

 

Интернет-портал Я-родитель

Интернет-портал поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Элемент дизайна

Семья. Там, где живет счастье!

 

Воспитатель развивающего обучения

Тема: «Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игры в шашки»

Самореализация присуща каждому человеку. Любой из нас стремится к сознательной активности, которая позволит заявить о себе миру, раскрыть потенциал, заложенный в нас. Человек мотивирован на поиск личных целей, что делает его жизнь значительной и осмысленной.

Человеку присуща важная потребность в самоуважении, поэтому каждый стремится реализовывать собственное «Я». Самоуважение неразрывно связано с деятельностью и личными достижениями. Значительной составляющей является ситуация успеха. Успех – это то, что позволяет нам уважать самого себя и осуществлять дальнейшую самоэффективность, то есть мотивировать себя на активную деятельность. Успех рождается в условиях преодоления трудности и достижения цели деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем детском саду с нарушением ОДА, соревнование с другими детьми в области моторной деятельности и интеллекта представляет зону трудности. Поэтому педагогам следует создавать области, в которых такой ребенок сможет быть на «равных» или даже «обгонять» других детей, где он наглядно может увидеть результаты своей активности и затраченных усилий, где он будет равным или лучшем по отношении к здоровому ребенку.

Обычное образовательное поле может и не предоставить ребенку таких возможностей, поскольку все движутся в нем одинаково. А вот специально организованная деятельность позволит создать ситуацию, которая выделит способности особого ребенка. Такой областью может стать, например, творческая деятельность. Для своих детей мы взяли игру в шашки. Название нашей авторской работы: «Интеллектуальное развитие и самореализация детей старшего дошкольного возраста с нарушением ОДА, посредством игры в шашки ». Авторами этого проекта являются: заведующая МБУ детского сада № 116 «Солнечный» Ладыка Екатерина Георгиевна, руководитель кружка «Шашки к бою», воспитатель высшей категории Зашихина Наталья Борисовна.

Современная система образования предъявляет всё более серьезные требования к качеству обучения и воспитания детей. В настоящее время одно из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является работа, направленная на их интеллектуальное развитие и самореализацию. В нашем ДОУ компенсирующего вида работа по интеллектуальному развитию и самореализации детей с нарушением ОДА осуществляется через разные традиционные и инновационные формы. Одной из наиболее эффективных форм является работа спортивно-интеллектуального кружка «Шашки к бою». Цель кружка - интеллектуальное развитие и самореализация детей старшего дошкольного возраста с нарушением ОДА.

В игре в шашки происходит быстрое и всестороннее развитие дошкольника. Идёт активизация мыслительной деятельности ребёнка за счёт умения анализировать ситуацию, видеть целое и частное, сравнивать, предвосхищать результат. Игра вводит ребёнка в знаково-символическую деятельность. Развивает пространственное воображение и абстрактное мышление.

В парной игре в шашки ребёнок приучается к выполнению инструкций, требований, соблюдению правил, что эффективно влияет на развитие произвольного внимания и произвольного поведения.     Соревновательный характер игры способствует развитию у дошкольников: стремления к успеху и победе; умения преодолевать возникающие трудности; умения проигрывать; умения уважать противника и умения играть по единым правилам.

В процессе обучения игре в шашки у дошкольников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словаря.

Работа кружка «Шашки к бою» планируется на год, по нескольким направлениям одновременно. Занятия кружка начинаются с середины сентября с предварительной работы, которая заключается в проведении пробных игр с целью выявления у детей знаний, умений и навыков игры в шашки, полученных ранее. С целью заинтересованности детей этой игрой, даются сведения об истории возникновения игры в шашки, видах игр в шашки. Затем совместно с воспитателями старших групп проводится отбор детей, желающих обучаться игре в шашки.

В начале октября после проведённой предварительной работы начинается обучение детей в кружке «Шашки к бою». Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в установленный день и время, всего 32 занятия в год с продолжительностью одного занятия 25-30 минут. Количество детей 8 – 10 человек из каждой старшей группы.

Полученные на занятиях знания и умения закрепляются в группе в совместной с воспитателями деятельности или свободной деятельности детей. Большую часть времени занимают тренировочные игры, игры-соревнования.

Итогом работы кружка являются шашечные турниры, которые проводятся в 3 этапа:

первый тур проводится в начале января между игроками одной группы, каждый умеющий и желающий играть ребёнок может принять в нём участие;

второй тур проводится в середине марта между лучшими игроками старших групп;

третий тур проводится в середине мая между лучшими игроками дошкольных образовательных учреждений.

На втором туре шашечного турнира дети показывают все свои знания, умения и навыки игры в шашки, полученные за год обучения в кружке «Шашки к бою», а так же свои интеллектуальные способности, знания правил игры и правил поведения на турнире, уважительное отношение к противнику, стремление к победе и умение достойно проигрывать.

Перед каждым турниром ведётся предварительная работа. Формируется команда из лучших игроков, выбирается капитан команды; дети придумывают название команды, девиз, приветствие, эмблему; обсуждают единую форму одежды.

Самая главная и ответственная часть турнира – это игра, которая проходит в соревновательной форме. Каждый ребёнок хорошо знает правила игры, и каждый ребёнок стремится к победе.

Благодарными болельщиками на турнире, конечно, являются: дети старших групп, мамы, папы, сестрёнки, братишки. Они ревностно следят за игрой, поддерживают своих кумиров плакатами, флажками, музыкальной переменкой.

Турнир завершается подведением итогов соревнований по шашкам. Жюри представляет победителей, отмечает их интеллектуальные способности, хорошее знание правил, быстроту игры.

Победители награждаются дипломами, медалями победителя и памятными подарками. Жюри благодарит всех детей за участие в шашечном турнире, за проявленный интеллект, старание и смекалку.

Результатом работы шашечного кружка так же являются и отзывы родителей, которые весь год вместе с детьми учились играть в шашки, принимали активное участие в работе круглого стола, анкетировании, открытых занятиях, турнирах, обсуждениях, праздниках.

           На основании опыта работы кружка «Шашки к бою» был разработан и напечатан программно-методический комплекс «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Правила игры в шахматы 

Элемент дизайна

 

ШАХМАТЫ

 Шахматы, это одна из самых старых настольных игр. Считается, что эта игра появилась в Индии около 1400 лет назад и сейчас она по праву завоевала весь мир. Сочетая в себе элементы военных действий и необходимость выбора правильной тактики, эта игра стала особенно популярной у коронованных особ. Во второй половине XIII века шахматы появились и на Руси. Пётр I особенно любил эту игру и всегда брал её в свои походы, стараясь чаще упражняться в тактике ведения боя, который при помощи шахматной доски можно было провести без затрат и настоящих потерь.

Правила игры в шахматы

В шахматы играют два партнёра. Для игры используются шахматная доска и шахматные фигуры. У каждого игрока имеется свой набор фигур определённого цвета (обычно один игрок играет белыми фигурами, другой – чёрными). Фигуры расставляются со стороны игрока в две линии клеток. В первой линии ставят 8 пешек. На второй линии располагают две ладьи, два слона, два коня, ферзя и короля (по бокам ладьи, вторыми от них – конь, далее слон, ферзь на цвет клетки по своему цвету и рядом с ним король). Каждая шахматная фигура ходит свои образом: король ходит на любую одну соседнюю клетку; ферзь – в любом направлении на любое расстояние; слон по диагоналям, во все стороны на любое расстояние; конь – ходит буквой «Г» (на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали), эта фигура может «перескакивать» через другие фигуры; ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали; пешка – на одну клетку вперёд, но при «взятии» другой фигуры - на одну клетку вперед по диагонали. Рокировка, это смена положение короля и ладьи, если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то в один ход одновременно они могут сменить положение.

Цель всей игры – взять короля соперника. Игру начинает игрок с белыми фигурами.

Шахматы для детей

Эту игру можно считать обязательной для любых детей, т. к. шахматы тренируют развитие мышления, приучают ребёнка думать и продумывать ходы, улучшают память, способствуют успехам в математике и др. Учить ребёнка играть в шахматы можно уже с 3 лет, но обучение необходимо проводить именно в виде игры без принуждения и по возможности объяснить правила так, чтобы малышу было более понятно. Многие родители практикуют ход игры в виде сказки, например, где нужно захватить и/или освободить злого/доброго короля и т. п. Подобные «сказочное» объяснение лучше усвоится ребенком, и способствует появлению у него желания играть в шахматы. Существуют различные шахматные клубы, центры и кружки, куда принимают детей чаще с возраста 4 лет. Желательно играть с ребёнком в шахматы регулярно. Сначала познакомить с шахматами лучше именно дома, а затем если ребёнок проявит желание отдать его в специальный клуб. Если у ребёнка есть способности, то конечно можно выбрать шахматную школу, которая нацелена воспитать из своих учеников настоящих знатоков шахмат.

Правила игры в шашки

 Элемент дизайна

   Шашки в количестве 12 фигур расставляются на доске в 64 клеточки на два крайних ряда только на чёрные клетки.

Первые ходят белые шашки. Цвет шашек определяется жеребьёвкой.
Шашки ходят только вперёд на одну клеточку по диагонали.
Переход хода запрещён! «Сначала думай потом ходи!»
Шашки могут рубить как вперёд, так и назад, перепрыгивая через шашку противника, столько раз, сколько позволяет ситуация.
Если бой был пропущен и это заметил противник, он должен взять рубящую шашку «за фук». Это не приравнивается к ходу.
Шашка превращается в дамку, дойдя и встав на противоположный края (полосу противника).
Шашка поправляется только с разрешения противника.
Если у игрока два или три боя разными шашками он совершает бой одной шашкой другие шашки «за фук» не берутся.
Шашка обязана рубить столько раз, сколько позволяет ситуация, если бой не закончен, шашка берётся «за фук».
Если шашка совершает бой, проходя через «дамочную» полосу, и сходит с неё, она остается дамкой.
Бой приравнивается к ходу.
Пока есть ход, игрок обязан ходить.
Прежде чем сделать ход, проверь можно ли срубить шашку противника и сколько раз.
Если у игрока возникает спорная ситуация он поднимает руку и спор решает судья.
Простая шашка может рубить и «дамку».
Дамки ходят и рубят по диагонали на любую её длину.
После превращения простой шашки в «дамку» ход передаётся противнику.
Если игра, становится затяжной и бессмысленной, противники могут договориться на «ничью».
Проигрывает тот, у кого не остаётся ходов или все шашки срублены.
Победителем считается тот игрок, который выигрывает партию у противника.
Игра заканчивается по разрешению судьи.
Победители первого тура (внутри группы) выходят на следующую игру во втором туре (внутри сада).
Победители детского сада (1-3 ) могут претендовать на участие в городском шашечном турнире.
В международном соревновании по шашкам могут участвовать дети с пяти лет.
В международном соревновании играют только в «Стоклеточные шашки».
Тронул шашку – ходи! Отнял руку – ход сделан!
Поправил – говори «поправляю»!

 

 

 

 

 

 

Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?