Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Ссылка на сайт Министерства образования и науки РФ

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

Горячая линия по вопросам деятельности образовательной организации

Яндекс.Метрика

Информация о сроках уплаты налогов

Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста

Услуги в электронном виде

Ссылка на сайт мэрии г.о.Тольятти

Ссылка на сайт Тольяттинского образовательного вики-портала

Ссылка АСУ РСО

Ссылка на сайт Центра информационных технологий

Ссылка на федеральный портал "Российское образование"

 

Интернет-портал Я-родитель

Интернет-портал поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Элемент дизайна

Семья. Там, где живет счастье!

 

Музейная педагогика в детском саду

 Музейная педагогика

в образовательном процессе

дошкольного учреждения

Элемент дизайна

 

(из опыта работы МБУ

детского сада №116

"Солнечный")

 

 

Музейный уголок "Займище

Музейный уголок "Займище"

 Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая связь с исконными корнями культуры и быта нашего народа, все меньше становится истинных патриотов Отечества, любящих свою Родину, знающих истоки русской народной культуры и умеющих ценить и охранять данное нам нашими предками.

Гражданственность, патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что, в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Вот почему так необходимо именно с раннего детства прививать духовный, творческий патриотизм, пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Музейный уголок "Займище" Актуальность создания в дошкольном учреждении музея обусловлена рядом причин. Как показывают результаты диагностики, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Причина в том, что в действующих Программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщенно, а средства и методы решения данных задач не обозначены. Окружающая действительность (особенно в городе) также не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре.

    Экспонаты музейного уголка "Займище"Эти проблемы отчасти решались посредством участия в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства. Однако Экспонаты музейного уголка "Займище"такие выставки рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется серьезная грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
                                                                                                                                           

    В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Полагаем опрометчивым утверждение многих воспитателей, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям. Часто воспитатель упускает важные смысловые оттенки или просто пересказывает русские народные сказки на современном русском языке; 

Экспонаты музейного уголка "Займище"

недооценивает присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители часто воспринимают народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

        Очень сложно донести до понимания детей (особенно в условиях города) особенности крестьянского труда. Эта задача, предусмотренная также типовой Программой, может быть решена только формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. 

    Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня – не пассивный объект воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога с ней. Под музейной педагогикой мы понимаем направленное воздействие на дошкольника музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от вещи (экспоната) и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.

    Еще одной серьезной проблемой является недостаточный уровень знаний традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, который отмечается у большинства педагогов.


    Вышеизложенное свидетельствует о том, что приобщение современных детей к истокам русской народной культуры значительно осложняется без создания в Учреждении определенной развивающей среды. Эффективным средством создания такой среды мы выбрали музей.  Выбор сделан не случайно: ведь именно посредством «музейной педагогики» можно помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык. Осознание коллективом нашего Учреждения необходимости создания музейно-образовательной среды породило желание реализовать идею.

 

 

Инициатор создания музейного уголка в "Солнечном"

и его руководитель -

заведующая МБУ детского сада №116

Екатерина Георгиевна Ладыка.

    

    

 Этапы по созданию музея в нашем учреждении.

1 этап – поисково-исследовательский.
На этом этапе совместно с родителями собирались экспонаты для будущего музея. Но поскольку специально отведенного места для музея еще не было, было принято решение организовать на территории педагогического кабинета «уголок старины», куда и были помещены первые экспонаты

2 этап – проектировочный.
На этом этапе был разработан проект музея на территории прогулочной веранды, на месте которой и получился впоследствии музейный уголок – изба «Займище».

3 этапэтап организационно-технической реализации проекта.
Этот этап можно назвать строительством или возведением здания: были заложены, утеплены и обиты бревенчатой вагонкой стены; оформлен музейный уголок согласно требований устройства жилища древних славян (подклеть, сени, горница); составлен каталог экспонатов в соответствии с их расположением (красный угол, бабий кут, печь, конник и т.д.)

4 этап этап организационно-методической реализации проекта.
На этом этапе создана нормативно-правовая база («Положение о музейном уголке «Займище», «Положение о творческой группе музейного уголка»); разработана система мероприятий по организации работы творческой группы музейного уголка; составлен совместный план работы творческой группы музейного уголка ДОУ и студентов ТГУ. Оформлен материал по темам: «Русский дом», «Народная обрядовая кукла», «Православные праздники», «Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы: «Бессонницы», «Зайчик», «Коляда».

5 этап - освидетельствование авторского права на педагогическое изобретение.


Регистрационный лист музейного уголка "Займище"    Регистрационный лист музейного уголка "Займище"

На этом этапе составлен пакет документов, необходимых для представления на освидетельствование авторского права: свидетельство на признание ДОУ образовательной площадкой; производственное свидетельство (авторское право на дизайн музейного уголка).

 

 

 

Торжественное открытие музейного уголка «Займище» состоялось в октябре 2012г.

Открытие музейного уголка "Займище"Открытие музейного уголка "Займище"Открытие музейного уголка "Займище"   

                                             

 

  

 

  

 

    В 2012-2013 учебном году одним из основных направлений работы нашего Учреждения стало формирование у воспитанников социокультурной компетенции посредством «музейной педагогики» через организацию поисковой, исследовательской и просветительской работы.

    Социокультурную функцию приобщения воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры, систематизации знаний детей, углубления и интерактивного усвоения достаточно эффективно выполняет музейный уголок «Займище».
    Согласно Положению о музейном уголке, он способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, в духе патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы через предмет.

     Работа музейного уголка осуществляется творческой группой, действующей на основании «Положения о творческой группе музейного уголка» через поисковую, исследовательскую и просветительскую работу по приобщению детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Работа по музейной педагогике в МБУ №116В состав творческой группы вошли:
Малышева И.В. - научный руководитель Учреждения                Вахтерова М.Б., зам. зав. по ВМР – руководитель творческой группы
 Фабрициева Л.Н., старший воспитатель – секретарь-организатор

Члены творческой группы:
Скоробогатова Е.Ю., музыкальный руководитель
Вуколова Н.В., воспитатель по ИЗО
Кочеткова Л.С., воспитатель
Хилько Н.А., воспитатель
    

    В 2012-2013, 2013-2014 уч. г. в рамках деятельности творческой группы музейного уголка проведены следующие мероприятия:
Работа по музейной педагогике в МБУ №116

1. Сезонные мероприятия
• «Осенины – благодарение Матери-Земли»
• «Масленица. Встреча Весны»
• «Красная горка»
• «Зеленые святки»

 

2. Открытые занятия по направлению «Беречь все то, что делает нас россиянами»
• Экскурсии в музейный уголок (все возрастные группы)
• «Мы живем в России» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• «Как жили люди на Руси» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• «Как на масленой неделе» (подг. гр. Кочеткова Л.С.)
• Работа по музейной педагогике в МБУ №116«В гости к хозяюшке» (ср. гр. Наумова Т.А.)
• «Ярмарка» (ср.гр. Муравьева Т.А.)
• «Семейные обычаи на Руси» (ср.гр. Муравьева Т.А.)
• «Сказка, к нам приходи, о правах нам расскажи» (подг. гр. Фролова Н.Г.)
• «Наша добрая Матрешка» (подг. гр. Фролова Н.Г.)
• «Русская Матрешка» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «В гости к бабушке Матрене» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «О музее родного города» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «Гармошечка-говорушечка» (ст.гр. Мельникова С.А.)
• «Россия, Россия, края дорогие» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «Дымковская игрушка» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «Роспись головного убора» (ст.гр. Вуколова Н.В.)
• «На колядки собирались и в зверей мы превращались» (ст.гр. Вуколова Н.В.)

 

3. Мастер-классы:

Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116• «Народная игрушка» - изготовление кукол из ткани для детей старшего возраста.
• «Крашенки» - украшение пасхальных яиц разными способами (ср., ст. и подг. гр.)
• «Жаворонки» - изготовление птиц из соленого теста, ткани, бумаги (для детей старшего возраста)
• «Кукла-оберег» (для детей подг. гр.)

 

 

4. Конкурсы:

Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116

 

 

 

 

 

 

 «Конкурс сказителей» для педагогов Учреждения

«Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения.                                                                                                                 

5. Музейные пикники – ежегодная региональная культурная акция, продвигающая проекты, направленные на развитие территории

• «Зимний музейный пикник – 12» (Диплом победителя. Проектная идея «Традиционная семья и материнство в фольклоре»)
Мастер-классы  по музейной педагогике в МБУ №116• «16-ый музейный пикник (20 мая 2012) – Проект «Кукла – лицо эпохи» (кукла как предмет детской субкультуры, универсальный идеальный объект, выразитель мировоззренческой позиции конкретной исторической эпохи). Проект подготовлен совместно с кафедрой теоретической и прикладной психологии ТГУ и удостоен спецприза от Программы Ольги Гога «От увлечения к мастерству» (БФ «Духовное наследие» им. С.Ф. Жилкина»)
• «Музейный пикник – 2013». Номинация: «Игра слов». Проект «Ярмарочный балаган», направленный на активизацию содержательной коммуникации людей в пространстве праздника.

        Обмен опытом работы осуществлялся через публикации на официальном сайте Учреждения, в СМИ, через участие в различного уровня конференциях, семинарах.

    Так, опубликован сценарий совместного развлечения для младших дошкольников и родителей «Осенины – праздник народных игр и хороводов» (разр. Е.Ю. Скоробогатова муз. руководитель) (журнал «Музыкальная палитра», № 5, 2011, С. 23-25).

 

6.Создание мини-музеев в группах Учреждения

  • "История создания игрушки"
  • "Старинные и современные обереги"
  • "Мини-музей новогодней игрушки"
  • "Матрешки разных национальностей"
  • "Мини-музей современных машин"

 Мини-музей групп  в МБУ №116 Мини-музей групп  в МБУ №116   Мини-музей групп  в МБУ №116                                                                                                                                                                        

 7.Участие в конференциях:

• Международная НПК «Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании» (1-2 апреля, 2012, Пенза – Москва – Витебск) (Диплом участника МНПК Ладыка Е.Г.

• 4-ая МНПК «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» (5-7 декабря 2011, г. Екатеринбург). Публикация Е.Г. Ладыка «Использование ремесленного и ручного труда в рамках музейной педагогики» (с.222-223).

• Международная заочная практическая конференция «Вторая Международная педагогическая ассамблея» (январь 2011, г.Чебоксары). Ладыка Е.Г. «Интеграция различных направлений учебно-воспитательной работы ДОУ средствами музейной педагогики» (Свидетельство № 050111-025, которое может рассматриваться как факт апробации основных результатов научного исследования автора)

• Всероссийская НПК «Современное качество образования: общественные ожидания и социальный заказ» (14-17 мая 2012, г. Сочи)


Публикации по музейной педагогике   Публикации по музейной педагогике   Публикации по музейной педагогике Публикации по музейной педагогике                                                                                                                                                               

   8. Участие в проектах и конкурсах на различных уровнях:

  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Росточек: мир спасут дети" инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста" 2013г. -   МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью за комплект материалов "Традиции истории: растим гражданина".  Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Патриот России"  2013г. -   МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью.  Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
  • Достижения МБУ №116 по музейной педагогикеУчастие во Всероссийском конкурсе "Подвижные игры народов России" - 2014г. - МБУ детский сад №116 "Солнечный", а так же заведующая МБУ Екатерина Георгиевна Ладыка  и инструктор по физической культуре Светлана Владимировна Рыбалкина были награждены Дипломами участников.

 

 9. Организация городских мероприятий по данному направлению на базе МБУ №116 "Солнечный"

    В 2013 году былГородские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике организован городской семинар на тему: «Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики», на котором озвучили свои доклады опытные педагоги Учреждения:
• «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе педагогической деятельности» (Вахтерова М.Б.)
• «Особенности усвоения культурно-исторического наследия детьми дошкольного возраста» (Малышева И.В.)
• «Организация и проведение народно-обрядовых праздников – как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (Скоробогатова Е.Ю.)Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике

А так же мастер-классы для педагогического сообщества города: 
• «Орнаментальные сказки» (Малышева И.В.)
• «Кукла в русской традиции» (Хилько Н.А.)
• «Муромские ребята» (Рыбалкина С.В.)

    Педагогам города были предложены рекомендации по созданию мини-музеев в группах образовательного учреждения.

 

        

10.Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в рамках музейной педагогики

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагоги имеют возможность на консультациях, тематических педсоветах, мастер-классах для сотрудников и родителей; на конференциях, семинарах.

    В 2012 году состоялся тематический педсовет «Использование методов этнопедагогики в развитии детей дошкольного возраста». Большой интерес вызвали доклады и сообщения коллег, содержание которых отражает достаточно высокий уровень владения поисково-исследовательскими навыками:
Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике• «Историческая культура и традиции народной педагогики, основные направления, задачи, содержание» (Е.Г. Ладыка).
• «Музейная педагогика как раздел этнопедагогики: методы и приемы работы с детьми» (Малышева И.В.).
• «Особенности метода «погружения в среду» как основной метод музейной педагогики» (Хилько Н.А.).
• «Применение метода музейной педагогики в направлениях: физкультурно-оздоровительном, интеллектуальном, социально-нравственном, художественно-эстетическом» (Л.Н. Фабрициева).

  В течение года для педагогов и родителей были подготовлены и проведены тематические консультации:

Для педагогов: «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»

Для родителей: «Пословицы, поговорки, прибаутки – проявление народной мудрости в воспитании детей», «Дети рисуют историю», «Формирование нравственно-патриотического чувства дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края». 

Городские мероприятия МБУ №116 по музейной педагогике    Просветительская работа осуществлялась через организацию и проведение мастер-классов для сотрудников «Народная игрушка» (обучение изготовлению кукол и птиц из различных материалов, обучение украшению изделий); через совместно проводимые с родителями мероприятия, в частности, ставшими традиционными «Посиделки «Бабушкин сундук»», где в отчетном году участники делились опытом вышивания разными способами.

    В 2013 году педагогические работники Учреждения проходили курсы повышения квалификации по программе дополнительного образования "Дошкольная педагогика краелюбия" в объеме 6 часов. 

Обучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогике

      Обучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогикеОбучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогикеОбучение педагогов МБУ №116 по музейной педагогике

                                                                                                                   

 

    11. Взаимодействие с социальными партнерами Учреждения.

  Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике  В течение 2012-2013 и 2013-2014 уч. г. работа творческой группы музейного уголка осуществлялась совместно со студентами Тольяттинского государственного университета по совместному плану работы в музейном уголке.
    -Согласно плану совместной работы, студентами были разработаны и апробированы с детьми нашего Учреждения конспекты тематических занятий, досуговых развлечений в музейном уголке "Займище".

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике

-В мае 2013 года усилиями творческой группы музейного уголка «Займище» детского сада «Солнечный» совместно со студентами художественно-графического факультета  ТГУ была организована городская  выставка "Древо мифов Самарской Луки" в рамках просветительской Акции "Изучаем наследие родного города"

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике-В декабре 2013 года, в канун новогодних праздников  была организована выставка «Кукла – хранитель традиций и берегиня семьи», основной целью которой было психолого-педагогическое просвещение по историко-этнографическому направлению образования и интеграция усилий различных культурных и образовательных учреждений города.    

  

Взаимодействие с социальными партнерами по музейной педагогике

-В мае 2014 года на базе музейного уголка "Займище" был организован  «Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения с участием известного специалиста по геокультурным территориям, почетного гостя Ю.К. Рощевского и студентов-филологов ТГУ.

 

 

Диплом им.Л.Рувимского "Детский сад духовности и гуманизма"

    Показателем эффективности работы ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, формированию духовного начала является Диплом Лауреата конкурса им. Леонида Изотовича Рувинского в номинации «Детский сад духовности и гуманизма» (2012, Москва-Сочи)

 

 

 

 

 

Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?